29 марта Председатель Хабаровской МО ВОС Лысенко Марина Анатольевна совместно с организатором реабилитационной работы Бурцевой Тамарой Викторовной приняли участие в краевом методическом информационно-обучающем вебинаре «Этика взаимодействия с инвалидами и организация чтения инвалидов по зрению». В этом вебинаре приняли участие 34 организации со всего Хабаровского края (библиотеки, дома-интернаты для инвалидов и престарелых, детские сады).
На вебинаре мы узнали о реализации норм Марракешского договора при организации чтения незрячими и слабовидящими людьми. И о книгах об особенных детях как средстве воспитания толерантности у детей без инвалидности. Об этом нам рассказала директор КГБУК «ХКСБС» Степанова Оксана Геннадьевна.
Библиотекарь функциональной группы обслуживания читателей КГБУК «ХКСБС» Зарицкая Наталья Прохоровна и библиотекарь-педагог КГБОУ, Новоженина Татьяна Борисовна, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 2» для незрячих и слабовидящих детей познакомили нас с авторской программой аудио бесед «Учись быть читателем», формирующей интерес к чтению у незрячих и слабовидящих детей.
Главный библиотекарь функциональной группы обслуживания читателей КГБУК «ХКСБС» Пистунович Тамара Николаевна, рассказала об основных правилах поведения с инвалидами различных нозологий.
Библиотекарь функциональной группы обслуживания читателей КГБУК «ХКСБС» Поротова Александра Андреевна открыла нам лонг-риды как средство подачи информации на страницах социальных сетей.
Председатель Хабаровской МО ВОС Лысенко М.А. и организатор реабилитационной работы Бурцева Т. В. рассказали о правилах помощи и взаимодействии с инвалидами по зрению:
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
2. Обращайтесь с собаками-проводниками не так, как с обычными домашними животными: не командуйте, не трогайте и не играйте.
3. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Не пропускайте информацию, не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
4. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
5. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
При необходимости отойти в сторону или ответить на звонок, дайте знать об этом в слух.
6. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник.
7. Избегайте расплывчатых определений и инструкций.
8. Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам. Надо всегда информировать незрячего, что именно из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.
9. Старайтесь не присылать незрячему картинки или фотографии, а если присылаете то расскажите что находится на них.
10. Когда вы с незрячим входите в комнату, то коротко расскажите, какие предметы в ней находятся.
Когда вы видите человека с белой тростью и хотите ему помочь, то сначала поинтересуйтесь нужна ли ему ваша помощь.
Не стоит обижаться, если вашу помощь отклонили. Никогда не забирайте, не сжимайте белую трость.
Главное в общении с незрячими — это разговаривать на равных, ничем не выделять отсутствие зрения и быть искренним!