К сожалению, по разным причинам многие люди с нарушением зрения не владеют навыками ориентирования с белой тростью и предпочитают не выходить из дома без посторонней помощи, потому что испытывают страх перед городским пространством и общественным транспортом. Современные IT-технологии значительно расширили возможности слепых людей при передвижении их по улицам города и поездке в транспорте. Мобильные приложения помогают определить местоположение, проложить маршрут, дойти до нужного места, вовремя обнаружить препятствие, вызвать такси или узнать время прибытия автобуса.
14 июня 2024 года в городском обществе «Слепых» в рамках проекта «Универсальный мобильный помощник» прошел вебинар, на котором обсуждалось, как незрячие и слабовидящие люди передвигаются по городу и как современные технологии помогают им в этом. На вебинаре были рассмотрены различные способы передвижения комсомольчан с инвалидностью по зрению по городу: с сопровождающим, самостоятельно с белой тростью, на такси и общественном транспорте, используя мобильные приложения.
Тема обсуждения оказалась очень актуальной, и мероприятие продлилось почти 3 часа. Спикеры вебинара – тренеры по цифровой грамотности проекта «Универсальный мобильный помощник» Ольга Стукалова и Евгений Аверьянов сделали обзоры некоторых мобильных приложений, которые можно использовать при передвижении по городу. Участники встречи делились своим опытом использования белой трости в различных условиях, давали друг другу советы, задавали и отвечали на вопросы, обсуждали проблемы, возникающие у них при движении по городу. В ходе обсуждения выступающие отметили, что теперь для них большим подспорьем стал смартфон, помогающий решать повседневные задачи. На занятиях вместе с Ольгой Стукаловой и Евгением Аверьяновым слушатели специализированных курсов учились работать с мобильными приложениями, которые помогают распознавать дорожные знаки, указатели и информационные надписи, а также сообщают пользователю об объектах, которые могут стать для него препятствием, например, дерево, столб или автомобиль. Те учащиеся, которые освоили использование программ-навигаторов для смартфона, чувствуют себя ещё более уверенно. Навигатор указывает им названия улиц и номера домов, уточняет текущее положение, рассказывает о месте назначения и сообщает об отклонении от маршрута. Подводя итоги первой части мероприятия, Ольга Стукалова отметила, что безопасность при передвижении в городском пространстве для слепых людей является приоритетом. Поэтому, им следует освоить технику работы с белой тростью, хорошо изучить маршрут, несколько раз пройти его со зрячим человеком, и только после этого можно самостоятельно выходить в город. А в сложной ситуации помогут смартфон и окружающие люди.
Далее поговорили о такси, которое, по мнению участников встречи, является самым удобным способом передвижения по городу. Есть возможность заказать социальное такси со сниженным тарифом. На нем можно доехать в поликлинику, МФЦ, банк, аптеку, театр, библиотеку или учреждения ВОС. Социальным такси часто пользуются члены городского общества «Слепых» Комсомольска-на-Амуре. А для заказа городского такси комсомольчане с инвалидностью по зрению пользуются стандартными мобильными приложениями «Поехали», «Максим», «Яндекс Go», которые поддерживают работу с программами экранного доступа. Благодаря этому «особые» пассажиры могут самостоятельно задать маршрут, выбрать тариф, узнать стоимость поездки, выбрать способ оплаты, позвонить или оставить комментарий водителю, отследить прибытие транспорта. Чтобы передвижение в такси действительно было комфортным и безопасным следует знать правила поездки в нем незрячего пассажира. Участники обсудили их и заметили, что использование навигаторов помогает им сориентироваться в дороге..
Те, кто освоили технику работы с белой тростью, научились ориентироваться на улицах города, могут переходить к освоению поездок в автобусе. Несмотря на то, что использовать общественный транспорт незрячему человеку достаточно сложно, часто поездка на автобусе помогает ему самостоятельно преодолеть сложные участки пути, например, опасные перекрестки или большие открытые пространства. Остановки автобуса располагаются обычно вблизи предприятий, культурных, спортивных и социальных учреждений. Это позволяет человеку безопасно добраться до места и найти нужный объект, тем самым расширив диапазон своих возможностей. Евгений Аверьянов считает, что боязнь общественного транспорта проходит с появлением опыта его использования: «Например, идя к остановке, я одновременно работаю белой тростью, получаю подсказки от навигатора и прогноз прибытия автобуса от приложения Bustime, адаптированного для нужд слабовидящих пользователей. А во время поездки удобно получать оповещение об остановках и городских объектах».
В заключении при обсуждении различных проблем, которые возникают у участников при движении пешком, на такси и автобусе, все пришли к единому мнению — безопасное и комфортное передвижение незрячих людей в городе станет возможным только при наличии в нем доступной среды для людей с инвалидностью, а также сочетания качественного оказания услуг транспортными компаниями и внимательного отношения и поддержки со стороны окружающих. Справка.
В 2024 году в городском обществе «Слепых» Комсомольска-на-Амуре проводятся Занятия по невизуальному использованию смартфона и компьютера организованы Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в партнёрстве с некоммерческими организациями из регионов России в рамках программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Желающим пройти обучение следует обратиться в городское общество «Слепых» Комсомольска-на-Амуре по адресу: ул. Красноармейская, 14/2 кв. 4 или по телефону: +7(4217) 54-88-30